Новости

Вниманию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Об обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду


Общие положения


В силу ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 4 ст. 4.2 Закона №7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии №1029).

Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ, объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией – в течение двух лет со дня введения указанной статьи в действие  - с 01.01.2015, т.е. до 01.01.2017.

К объектам НВОС относятся объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст.1 Закона №7-ФЗ).

Согласно ст.16 Закона №7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Объекты, не относящиеся к НВОС, и не подлежащие постановке на учет

(Согласно Информации Росприроднадзора «Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия», информационному материалу «Ответ-Вопрос Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» (http://rpn.gov.ru/node/27639), имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.

В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст.69 Закона № 7-ФЗ.

В случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется, и также постановке на учет не подлежит, поскольку собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС.

Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (котельные, дизельные установки, сварочное оборудование, производственные линии, цеха, пекарни), отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п.4 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»).


Порядок постановки объектов НВОС на государственный учет


Постановка объекта НВОС на учет осуществляется на основании заявки о постановке объекта на учет, которую подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект НВОС передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ (п.12 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»).

Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Заявка подается на каждый объект НВОС отдельно по месту его нахождения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов НВОС согласно Критериям № 1029, и/или критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 – в территориальный орган Росприроднадзора.

Таким образом, по общему правилу, объекты НВОС подлежат учету органом исполнительной власти субъекта Российской области, осуществляющим региональный государственный экологический надзор (в Самарской области - министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, на основании Постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 «Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области»).

Кроме того, Законом Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД (ред. от 11.07.2016, с изм. от 15.12.2016) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», органы местного самоуправления на территории Самарской области наделены полномочиями по региональному государственному экологическому надзору.

Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети «Интернет» Личного кабинета природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru.

Таким образом, в отношении объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, заявка подается одновременно:

1)      В министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - через «Модуль природопользователя» или Личный кабинет природопользователя;

2)      В орган местного самоуправления по месту нахождения НВОС – в письменном виде.

В отношении объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора - через «Модуль природопользователя» или Личный кабинет природопользователя.

Предназначенные для малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей пошаговые инструкции по постановке объектов НВОС на учет; методические рекомендации и разъяснения, а также инструкции по использованию «Модуля природопользователя» и «Личного кабинета природопользователя» размещены на  официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/node/28411.

Частью 4 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ установлено, что в течение десяти дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществить постановку на государственный учет объекта НВОС, с присвоением ему кода и категории, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.


Контроль и надзор в области постановки

на государственный учет объектов НВОС


Отнесение объектов к объектам НВОС может быть установлено в том числе в ходе проверок, проводимых территориальными органами Росприроднадзора, органами местного самоуправления. При этом следует учесть, что данная разновидность проверок попадает под действие моратория на проведения проводимых органами государственного и муниципального контроля (надзора) плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (к малым относятся предприятия и ИП, годовая выручка которых не превышает 800 млн. руб., а численность работников - не более 100 человек) на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Указанный мораторий не применяется в отношении государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты НВОС I или II категории (Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Также обращаем внимание на то, что статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений, предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. При этом, в примечании к указанной статье указано, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность за ее нарушение как юридическое лицо.

Поэтому, во избежание негативных последствий, рекомендуем обращаться за получением информации,  а также по вопросам организации взаимодействия, к  уполномоченным на ведение регионального государственного реестра объектов НВОС специалистам органов местного самоуправления Самарской области, согласно контактной информации, расположенной ниже.

Кроме того, Вы можете ознакомиться с полными текстами указанных в настоящем сообщении нормативно-правовых актов на  сайте ГКУ СО «ИКАСО», в разделе «Законодательство», подраздел «Законодательство в области защиты прав СМСП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: